Финские мозаики

Корреспондент «Вятского спорта» Валерий Черепуляк совместил в июле приятное с полезным. По приглашению друзей он принял участие в любительском велопробеге по дорогам Финляндии и Швеции, а также побывал в качестве зрителя на международных стартах по спортивному ориентированию. И сегодня он готов поделиться своими впечатлениями с читателями.
Серия заметок о спортивной жизни в Финляндии появилась на свет, можно сказать, совершенно случайно: где-то в начале лета мой давнишний друг Володя Елькин предложил заполнить неожиданно образовавшуюся вакансию в уже проверенной несколькими европейскими велопробегами компактной группе вятских путешественников. Промучившись сомнениями вечер и ночь, наутро дал согласие на участие в путешествии на велосипедах по Финляндии и Швеции. Несколько вопросов, казавшихся неразрешимыми, уладили, к моему удивлению, быстро и положительно (отдельная благодарность нашему ОВИРу за скоростное оформление загранпаспорта), и вот уже наступило утро 10 июля. Перрон кировского ж/д вокзала остался за окном поезда
Ижевск - Санкт-Петербург, который увез четырех велосипедистов за новыми приключениями, впечатлениями и встречами.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ИХ НРАВЫ НАМ НЕ ПО КАРМАНУ
А тем временем в том же направлении и с той же целью пересечь финскую границу (абсолютно легально) двигалась на двух автомобилях группа Александра Алексеевича Мезрина. Спортсмены-ориентировщики из Кирова, Фаленок, Котельнича и Кирово-Чепецка прокладывали курс к местечку Канкаанпяя, что неподалеку от города Пори на юго-западе Финляндии. Именно там должны были состояться ежегодные крупнейшие международные соревнования по спортивному ориентированию «Fin-5». Для участия в шестидневном фестивале спортивного ориентирования заявилось около пяти с половиной тысяч адептов этого вида спорта из 24 стран мира (от Японии до Бразилии). Из шести дней только один отводился для отдыха спортсменов. Остальные пять - ежедневные старты на классических, коротких классических и длинных классических дистанциях в живописных окрестностях Канкаанпяя.
Сразу скажу, что за право проведения соревнований «Fin-5» среди финских территорий и клубов спортивного ориентирования идет постоянная упорная борьба. Дело в том, что спортивное ориентирование в Финляндии - национальный вид спорта. И это не преувеличение, а чистая правда: достаточно сказать, что подавляющее большинство участников соревнований -- граждане страны Суоми. А заглянув в итоговые протоколы, понимаешь, что массовость эта вовсе не показная — финны являются высококлассными специалистами в ориентировании. И заполучить право на проведение столь солидного спортивного мероприятия не только престижно, но, думается, и выгодно, с точки зрения экономики. А уж добившись этого права, местная администрация прилагает максимум усилий для того, чтобы соревнования прошли без сучка, без задоринки, и ни один из участников не был обеспокоен хоть какой-нибудь, даже незначительной проблемой.
Все приехавшие размещались вблизи от местной школы, где были отведены места для установки палаток и парковки автотранспорта. Тут же обустроены места для стирки и приготовления пищи, расположены в достаточном количестве электрические розетки. В непосредственной близости находится школьный стадион, а точнее спортивный комплекс, которому родной город Киров может только позавидовать: беговые дорожки с тартановым покрытием, секторы для прыжков в высоту и длину с оборудованием по высшему разряду, футбольное поле с естественным травяным покрытием умопомрачительного качества (наша молодежь, пока не потрогала травку руками, отказывалась верить в ее натуральность). Кроме этого, имеются плавательный комплекс с несколькими бассейнами различной глубины, горками, душевыми и саунами (практически аквапарк), посещение которого для детей обходилось в 1,3 евро (45 рублей) без ограничения по времени, и оттдельный стадион для бейсбола и других спортивных игр. Если приглядеться повнимательнее, можно даже летом разглядеть проложенные лыжные трассы, а в бассейне на стене висит 14 (!) высококлассных карт для спортивного ориентирования. У рассказавшего мне о последнем факте Саши Мезрина, по-моему, подкатил комок к горлу: это была уже не белая зависть! И его легко понять: в этом захолустном Канкаанпяя всего-то пять улиц! Смотришь на все это спортивное великолепие и не веришь своим глазам. И еще меньше веришь, когда вспоминаешь физруков одной из кировских школ, собственными руками возводящих во время летнего отпуска школьную спортивную площадку. Впрочем, не будем о грустном: мы же на спортивном празднике!..'
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО-ФИНСКИ
Россию на этом празднике представляли спортсмены более чем десятка регионов страны: Новосибирск, Сочи, Пенза, Калининград, спортивные клубы обеих столиц... Приятно, что среди них были и девять наших земляков. И не просто были, а стояли на пьедестале! Хотя поначалу дело пошло туговато. Как-никак местность достаточно специфичная: камни, лес, озера, скалы, резкие перепады высот, почти полное отсутствие тропинок в лесу. Порой приходилось штурмовать скалы, как заправскому скалолазу. И перегоны между КП значительные по расстоянию: есть, где потеряться. Да и сами КП, хоть они и не спрятаны умышленно в складках местности, разглядеть порой очень непросто. А бег по влажному мху, скользящему по каменной подложке вместе со стопой - знаете, что такое? Кое-кто из наших проверил на себе, а Ксюша Мезрина третью дистанцию заканчивала в трико, покрасневшем от крови на разбитом колене. Но, не взирая на травму, девушка выходила на старт еще два дня, хотя рассчитывать на приличный результат было и трудно. Зато проявлен по-настоящему спортивный характер, и получен бесценный опыт.
Трудно было всем: на открытой местности, по луговине бежим наравне с финнами, а попадая в полосу леса, камней и скал, они уходят вперед, как от стоящих! По вечерам анализировали технику бега по непривычной для нас местности, разбирали ошибки минувшего дня. Благо, для этого были все условия: на соревнованиях для контроля применялась современнейшая электронная система чипов, позволяющая по итоговой распечатке проводить анализ выступления каждого спортсмена на дистанции. Мало того: еще был предусмотрен и контроль системы, и каждый, кто усомнился в сраведливости зафиксированного результата, мог обратиться к так называемой «стене плача» за разъяснениями.
Быстрее других адаптировалась к непривычной местности Даша Каратаева из Фаленок. Если в первый день она была только пятой, то на следующий показала второй результат в своей группе. А в третий день, выступая на средней классической дистанции, обошла всех своих соперниц. Надо было видеть счастливое лицо девчонки, когда на награждении победителей на весь стадион прозвучало: «Дарья Каратаева, Киров!», и живой оркестр грянул марш! Знай наших! И теперь знают о нашем Кирове в Финляндии. А ведь в родных Дашиных Фаленках нет даже карты для занятий ориентированием! И на чем только мы всегда выезжаем? На упорстве? Характере? Таланте?..
Возможно, именно процедура награждения послужила причиной излишнего волнения Даши на следующий день, когда она стала только пятой, но в заключительный день девушка собралась и финишировала второй. Второе место (из семнадцати) осталось за ней и в суммарном зачете по всем пяти дистанциям.
КИРОВЧАНЕ БЕЗ МЕДАЛЕЙ НЕ ОСТАЛИСЬ
По результатам каждого дня награждались только победители в своих группах. За первое место в третий день соревнований Даша получила очень красивый фотоальбом, в котором отражена вся история Канкаанпяя. Мы-то с вами люди меркантильные, а вот финны такие вещи очень ценят. За общее второе место наградой послужили два огромных и шикарных махровых полотенца. В элитных группах призы, конечно же, более серьезные и дорогие, есть и денежные бонусы. Кстати, у мужчин «элиту» выиграл россиянин Новиков из Белгорода (член сборной страны).
Церемония награждения проходила на центральной площади в присутствии мэра и прочих официальных лиц торжественно и красиво. Любопытна применявшаяся система награждения по сумме дистанций: если в группе выступало 70 человек, то награждалось семеро лучших, если же выступавших было два десятка, то отмечалось только двое. Логично, не правда ли? Еще стоит отметить, что по многим группам россияне были в числе лидеров. Очень неплохо бегут питерцы, так как хорошо знакомы с рельефом местности. Большинство же наших освоилось с ним только к третьему дню соревнований - побежали наравне с хозяевами. Так, Саша Санникова из 46-й кировской школы была третьей в заключительный день соревнований. Разбегался к концу земляк Даши Каратаевой Максим Ханзадян: если бы не перепутал КП в последнем забеге, мог стать одиннадцатым в своей очень многочисленной группе, что очень даже хорошо. Особенно впечатлял публику спурт Максима, метеором летевшего в финишный створ. Одиннадцатым же оказался по результатам последнего дня Саша Багин из Котельнича.
Особенно приятно, что наши юные спортсмены не теряются на международных соревнованиях, их туда можно смело вывозить. Было бы только на что: нынешнюю поездку на «Fin-5» участники профинансировали из собственного кармана. А обошлась она не так уж и дорого — всего 8 тысяч рублей на человека. Но даже такую сумму может выделить не каждый семейный бюджет: кое-кто из перспективных кировских ребят остался дома. А случись какая-то поддержка от наших спортивных структур, и я уверен, что имя Кирова прозвучало бы в Канкаанпяя еще не раз.
Можно еще много и долго рассказывать о фестивале спортивного ориентирования в Финляндии. О том, как просто и красиво решили организаторы проблему с пересечением спортсменами на дистанции оживленной автомагистрали, построив мост через нее в месте скальных выходов, как в день отдыха наша молодежь посетила другой фестиваль — джазовый — в городе Пори, о неизведанных ранее ощущениях от чистоты и ухоженности финских городов и хуторов... Впрочем, я и так уже увлекся. Пора заканчивать с первой мозаикой.

МОЗАИКА ВТОРАЯ: НА ВЕЛОСИПЕДЕ
От своих друзей, для которых наш веловояж в Европу стал уже четвертым по счету, был наслышан, что велосипедисту в Финляндии (а еще говорят, что также в Дании и Голландии) дышится легко и привольно: отличное дорожное покрытие, масса велодорожек, на редкость предупредительное отношение участников дорожного движения. Так что стресса от увиденного я не испытал, выйдя из автобуса в Турку, собрав одолженный у доброго кировчанина на время поездки велосипед и двинувшись на нем в сторону ближайшего кемпинга. Но зато понял, что мечтал об этой сказочной минуте не менее десятка лет, с тех самых пор, когда поставил свой спортивный велосипед, немало повидавший за двадцатипятилетнюю безупречную службу, на вечную, как позже выяснилось, стоянку. Ездить на веломашине по нашим дорогам стало небезопасно: транспортный поток год от года рос и крепчал, сами же дороги, напротив, разжижались прямо на глазах. А об изменившихся нравах сограждан (в особенности сидящих за «баранкой») и вовсе умолчу: все в курсе.
Десяток километров до кемпинга в пригороде Турку мы преодолели минут за сорок: как обычно в начале маршрута приходилось что-то подгонять из снаряжения, сверяться с картой городских улиц, чтобы не плутануть на ночь (пусть и белую) глядя. «Ресепшен» в кемпингах, укомплектованный процентов на 99 подрабатывающими на каникулах студентами, функционирует круглосуточно: проблем с поселением не возникает в любое время суток. Правда, если вы владеете только русским письменным и русским устным, могут возникнуть незначительные проблемы в общении. Впрочем, они порой возникают и в родной' Вятке. Сервис в кемпингах почти идентичен: кухня с электроплитами и мойками с горячей водой, помещение для принятия пищи (как правило, и под крышей, и на открытом воздухе), весьма приличные душевые и туалет. Могут быть кафе, купальни и пляжи, отдельные домики различного размера, комфорта и, естественно, цены. В целях экономии мы предпочитали обходиться своей палаткой: платишь за тент 8-10 евро в сутки, плюс 2-3 евро за человека. На наш взгляд, вблизи больших городов это оптимальный вариант ночевки. Вдали от городов ставили палатку в любом понравившемся и подходящем для этого месте. Наш человек в Стокгольме — Коля Медведев - сказал, что можно встать даже на частной территории, но существуют два ограничения: она не должна быть огорожена и вы должны оставить после себя все так, как было до вас. Ну и, разумеется, не стоит нарушать покой соседей, если таковые имеются. Чтобы соблюсти условия, у нас были с собой газовая горелка, три газовых баллона к ней (костры исключаются по ту сторону границы) и всегда при себе пластиковый пакет для мусора, который утром оставался в ближайшем мусорном контейнере (поверьте, в них нет недостатка даже на дороге), а не под соседней елкой. Да! Еще не помешает обзавестись картой. Что-то мы взяли в финском посольстве при оформлении визы, что-то в местных супер- (и не очень супер) маркетах, покупая продукты, что-то на паромах (все совершенно бесплатно). Есть желание - купите карту в специализированном магазине (они не раз попадались мне на глаза). Даже являясь обладателем простенькой карты-схемы, вы вряд ли заблудитесь на финских дорогах: на них масса указателей и знаков, иногда даже заметен кризис их перепроизводства.
ДОБРЫЙ БАЙКЕР
Практически рядом с каждой оживленной автодорогой проложена велодорожка, чтобы облегчить жизнь всем участникам движения, но если таковая
и отсутствует (даже финнам есть еще над чем работать), на трассе по краю асфальта разметкой обозначена неширокая полоса для движения велосипедистов. И я ни разу не видел, чтобы на нее заехала хоть одна машина. На ней велосипедист чувствует себя в безопасности: огромные фуры объезжают его с 1,5-2-метровым зазором, на неширокой дороге при наличии встречного потока машин вас не обгонит ни одна попутная, хотя, на мой взгляд, места для этого вполне достаточно. Был момент, когда на крутом и длинном подъеме за двумя нашими выстроилось по десятку «Вольво» и «Мерседесов», и все спокойно ждали, пока появится просвет на встречной полосе. Ни одного косого взгляда из крутых иномарок, ни одного звукового сигнала! Вот это поразило!
Окончательно добил меня следующий случай. Заканчивая тяжелый подъем в довольно крутую горку, я неловко переключился на пониженную передачу. Цепь скрежетнула по звездочке, и показалось, с нее соскочила. Секундного взгляда себе под ноги хватило, чтобы медленно двигавшийся груженый велосипед повело в сторону кювета. Мгновенно оценив ситуацию, аккуратно завалился на бок в неглубокую мягкую канавку, чтобы избежать более серьезных последствий. Даже не поцарапался. Но меня чуть было не хватила кондрашка, когда только что обогнавший нас байкер (на крутой «Хонде», весь в коже, крагах и, бог еще знает, в чем), пролетев метров пятьдесят, развернулся, подъехал к нам и спросил: «А ю олл раит?» Удостоверившись, что никто не пострадал, дал по газам и быстро скрылся за поворотом. Можете представить что-нибудь подобное у нас, дорогие земляки? С дороги меня несколько раз аккуратно и не очень сталкивали, матюги в открытую форточку слышал, а чтобы вот так -Как же, оказывается, они там ценят человеческое здоровье и жизнь!
И вообще, финны и шведы оказались людьми на редкость доброжелательными и контактными: сколько раз приходилось расспрашивать самых разных по возрасту и социальному положению людей «как проехать» или «как найти» - ни разу не получил отказа и не испытал недостатка в информации. Даже если приходилось общаться с чистокровными аборигенами, говорящими только по-фински, хотя по-ихнему я знаю только некоторые географические названия да фамилии финских футболистов, лыжников, автогонщиков и хоккеистов. Народ они спокойный, неспешный, основательный.
ДОРОГИ СТРАНЫ СУОМИ
Так же не спеша, но основательно строят и ремонтируют они свои дороги и велодорожки: на солидную щебеночную подушку укладывается два слоя асфальта толщиной сантиметров по восемь, причем, похоже, каждый с различными свойствами. Верхний слой не такой гладкий, как на наших улицах и дорогах, а слегка шершавый. Большие объемы дождевой воды скатываются в водоотводы и кюветы по дорожному полотну за счет его небольшого геометрического уклона в одну (!) сторону (наши, как правило, если и имеют уклон, то и вправо, и влево одновременно). А оставшаяся незначительная часть влаги остается в порах поверхностного слоя. Зачем? А затем, что дорога очень быстро просыхает после дождя, исключается эффект аквапланирования колеса по поверхности асфальта (финны в дождь скорость не снижают, хотя и посуху не летают), на дороге нет ни одной лужи, и когда едешь по ней после дождя, остаешься сухим и чистым, таким же, как все их просто сияющие чистотой автомобили. И по свежезакатанному асфальту в Финляндии ездить не разрешают. А вот ямочный ремонт за две недели нам встретился только дважды. В совершенной глуши и, скорее всего, в ожидании скорого капитального ремонта. С грустью должен констатировать, что главы наших местных администраций без раздумий поменяли бы свои асфальтовые дороги на редко встречающиеся проселочные (без покрытия) финские. Если бы это было возможно. Вот ведь не хотел о дорогах, а все-таки сбился. Что поделаешь — наболело!
По таким шикарным дорогам можно делать за день пути на велосипеде до ста километров. Мы же километраж гнать изначально не планировали и ехали в свое удовольствие, останавливаясь и осматривая причудливые дворики хуторов, любовно украшенные хозяевами (какая бездна дизайнерских находок!), развалины крепостей, замки, храмы, а меня еще тянуло по старой памяти и к идеально ухоженным сельхозугодиям. У велосипедиста ведь все рядом: только руку протяни. Погода нас баловала: в Вятке дожди и ливни при +10°С, а здесь солнце на спицах, синева над головой! Открытые части тела пришлось защищать кремом от загара, но они все-таки дымились.
АХ, ВЕТЕР, ВЕТЕРОК!
На Аландских островах, правда, начал донимать крепкий встречный и боковой ветерок. Раньше никак не мог понять, для чего существует предупреждающий дорожный знак «Боковой ветер». Выехав из-за прибрежной скалы на мост, соединяющий два острова, понял это очень хорошо, едва удержав равновесие: все-таки велосипед с дорожным рюкзаком «парусит» достаточно сильно, а ветер с моря — штука серьезная. Иногда доходило до смешного: дорога идет под гору, а велосипед отказывается катиться самостоятельно, так как ветер в лицо. Приходилось крутить педали вместо отдыха перед очередным подъемом. А в голове как назло засела песенка группы «Любэ» «Ах, ветер, ветерок...» И гора такая длинная. Сюда бы этих певунов! Но что интересно: встречные собратья-велопутешественни-ки разных национальностей, едущие с горы обязательно помашут тебе ручкой и крикнут что-то ободрительное. И ты растягиваешь губы в ответную улыбку, наваливаешься на педали и в следующую секунду понимаешь, что горку эту ты все-таки сделаешь! Просто по себе знают, как непросто дается подъем с увесистым велорюкзаком на багажнике, а по ровной дороге могут прокатить мимо без особых эмоций.
Кстати, не ожидал, что на дорогах Финляндии столько велотуристов! Июль - самый разгар отпусков не только в России. И такое впечатление, что все, кто не обременен несовершеннолетними детьми, кому позволяет здоровье (остальные садятся на машины) прыгают в седло велосипеда и - вперед! Особенно высока плотность нашего брата на единицу площади на Аландских островах, что находятся на границе Ботнического залива и непосредственно Балтийского моря между Финляндией и Швецией. Там свой флаг, свой микроклимат и даже клещи свои: мелкие-премелкие, правда, в отличие от наших не заразные. Но внимательно осматривать друг друга после съезда с дороги в окружающую среду все же стоит. С меня сняли трех или четырех. В лесах по соседству с дорогой масса ягод: умопомрачительная черника, сладкая земляника. А спелая малина и смородина нависают прямо над велодорожкой, совершенно не интересуя местное население! Дико радует отсутствие комаров и прочей нечисти, охочей до пролетарской кровушки. Но в лесах встречаются резервации довольно крупных муравьев: будьте внимательны при установке палаток, если хотите спать спокойно. Еще нам встретились огромные виноградные улитки с шикарными рожками. В кемпингах не редкость вороватые белки и ежики (следите за продуктами), отказывающиеся от добровольных подношений, опасаясь потерять квалификацию. В кемпинге Мариенхамина (столица Аландов) наглые местные чайки, забравшись в полные салатники, испортили праздничный стол на открытой террасе нескольким семьям, увлекшимся приготовлениями к какому-то торжеству.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Не так просто найти питьевую воду (особенно на островах): советую запастись тарой под нее. Мы заполняли пластиковые бутылки на бензоколонках или в придорожных кафешках опять же безвозмездно. Вода чистая, без хлорки, пьется легко и без последствий. В тех же кафешках можно и питаться, но мы предпочитали продукты из магазинов (их, кстати, можно посещать и как музеи, с познавательными целями), так дешевле и привычнее. Особенно рекомендую йогурты «Фруктовая бомба», отменные сыры и всегда свежие турецкие булочки. Глаза разбегаются от ассортимента ягод и фруктов высочайшего качества. Но тут главное — держать себя в руках и помнить, что на полный желудок педали крутятся крайне неохотно.
Велопутешествия в стране Суоми поощряются, и это чувствуется. На развилках и перекрестках дорог основных направлений миграции двухколесных туристов вывешиваются знаки, предлагающие вам, наиболее удобные для проезда маршруты. Они могут быть не всегда кратчайшими, но зато автомашины на них практически отсутствуют. Пользование паромами на островах для велосипедистов совершенно бесплатное, парковка велосипедов в кемпингах тоже оплаты не требует.
Мне еще не удалось убедить вас, последовав нашему примеру, прокатиться с ветерком на велосипеде по дорогам Финляндии и Швеции? Что ж, продолжим: читайте следующие мозаики.
Валерий Черепуляк

Вид спорта:
Источники:

Оставить комментарий

Full HTML

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
КАПЧА
Антиспам
15 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. То есть для 1+3, введите 4.