Спорт дороже денег

18 НОЯБРЯ на стадионе «Родина» состоялось долгожданное и радостное для всех кировчан событие - открытие в Кирове ледового поля с искусственным покрытием. Эта площадка для всех хоккеистов означает в первую очередь значительное удлинение игрового сезона, возможность больше тренироваться и оттачивать свое мастерство.
Не умеют «делать вид»
Очень искренне и с нескрываемой радостью специально приехавший в Киров на открытие льда президент Федерации хоккея с мячом России Альберт Иванович Поморцев заметил, что Кировская область всегда была плодовита на звезд хоккея с мячом, а новый лед - это подарок не только профессиональным хоккеистам, но и огромная радость для начинающих и совсем юных спортсменов. «Никто не верил, что эта мечта с искусственным льдом сбудется. А сейчас, когда ни на Урале, ни в Поволжье снега еще нет, мы с гордостью открываем в Кирове чемпионат России! Сегодня мы видим реальный результат заинтересованности вашей территории в развитии спорта и заботы о кировчанах», - сказал Альберт Иванович на открытии новой площадки.
А губернатор области Николай Шаклеин с уверенностью назвал каждый рубль из вложенных в строительство объекта 82 миллионов реальными инвестициями в будущее.
Да, подобным искусственным льдом могут похвастаться лишь считанные российские города - Москва, Сыктывкар, Архангельск,
Казань, Кемерово, Красноярск, Нижний Новгород. Теперь и Киров пополнил этот список. Правда, под номером тринадцать.
Но никакие суеверия не помешали кировской «Родине», уже четверть века выступающей в высшей лиге, выиграть у «Локомотива» из Оренбурга на стартовом матче чемпионата России 15:0. А в воскресенье - устроить очередной мастер-класс, разгромив мурманский АМНГР 9:2. «Самое главное, что отличает ваших хоккеистов, - это потрясающий патриотизм. До сих пор ни один хоккейный клуб, даже имеющий гораздо больший бюджет, не смог забрать из «Родины» ни одного игрока», - сказал Альберт Поморцев.
«Родина», по его словам, команда очень самобытная, с хорошим резервом. Созданная 60 лет назад, она уже четверть века выступает в высшей лиге чемпионата России по хоккею с мячом. И несмотря на все трудности, недавно успешно завершила кубковый турнир, войдя в четверку лучших российских команд.
И сказанные когда-то главой городской администрации Василием Киселевым слова о том, что «спортсмены делают вид, что играют, поскольку власти делают вид, что платят за это», пожалуй, уже неуместны. В «Родине» не умеют «делать вид». В «Родине» действительно играют, и играют до последнего. Иногда до последнего рубля на счете.
Говорящие цифры
Почему складывается ситуация, когда команда не может найти деньги на вступительный взнос на участие в чемпионате?
Традиционно СМИ с легкостью обвиняют во всем областную власть. Но обратимся к фактам. В 2004 году хоккейный клуб «Родина» получил из областного бюджета 14 миллионов рублей.
По смете на 2005 год было предусмотрено финансирование в размере 17 миллионов рублей. На 14.11.2005 профинансировано 14999,3 тыс. руб., выплаты осуществлялись ежемесячно.
Автономная некоммерческая организация «Хоккейный клуб «Родина» была создана в 1999 году на основании решения учредителей - ОАО «Лепсе» и администрации г. Кирова. Цель ее деятельности - оказание услуг по организации финансирования хоккейной команды «Родина», ДЮСШ «Родина» путем привлечения денежных средств в порядке, не противоречащем законодательству и определенном Уставом организации.
Согласно Уставу, АНО «Родина» действует на основании самофинансирования, финансирования Кировским городским финансовым управлением и ОАО «Лепсе». Источниками формирования имущества в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, добровольные имущественные взносы и пожертвования, целевые поступления, кредиты, выручка от реализации товаров, работ, услуг и т. д.
Распоряжениями Правительства Кировской области № 283 от 20.09.2004 «О финансировании части расходов на содержание команд мастеров по игровым видам спорта» и №461 от 27.12.2004 «Об утверждении Положения о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов)» определен порядок распределения средств областного бюджета на их содержание. При распределении средств учитывался количественный состав команд, наличие собственной базы, география выездов на игры. Руководители спортивных команд получили право использовать выделяемые средства на заработную плату, премиальные, приобретение спортивной формы и инвентаря, оплату питания на сборах и соревнованиях, обеспечение медикаментами,аренду спортивных сооружений.
Контроль за целевым расходованием средств осуществляет управление по физической культуре, спорту и туризму Кировской области. Согласно смете расходов клубом было использовано 14999,3 тыс. руб.
Дополнительно было выделено 7 тыс. рублей на проведение игр чемпионата России по хоккею с мячом среди ветеранов. Итого на 14.11.2005 расходы составили 15006,3 тыс. руб.
Для сравнения: волейбольный клуб «Динамо» в 2005 году получил из бюджета 3 млн. рублей, хоккейный клуб «Олимпия» - 5 млн.
На 2006 год запланировано финансирование АНО «Родина» в размере 20 млн. рублей.
На декабрь 2005 года остаток финансирования хоккейного клуба «Родина» составил 1539 тыс. руб.
Ввиду сложившейся в клубе финансовой ситуации и возможности срыва участия команды в чемпионате России 15.11.2005 приказом департамента финансов дополнительно выделено из областного бюджета 5 миллионов рублей, благодаря чему «Родина» внесла вступительный взнос и приступила к играм в чемпионате.
Спорт начинается с менеджера
Конечно, область не бросит легендарную команду на произвол судьбы. Но ждать, что кто-то вызовет тренера «Родины» и скажет: вот вам деньги, а вы давайте призовой результат, бессмысленно. Куда деваться - капитализм: никто, как раньше, ничего тебе на блюдце не поднесет... Спорт сегодня - серьезный бизнес.
И постепенно российская спортиндустрия начала набирать обороты. Осознание, что спорт - это сложный объект управления, произошло на всех уровнях. И работа профессионального менеджера должна заключаться в том, чтобы спортсмен был занят исключительно своим профессиональным делом. Если так, то довольным остается болельщик. И он придет еще и еще. А раз мероприятие интересно зрителям, то обязательно придут и спонсоры. Вот такая цепочка.
Особая специфика работы менеджера в небольшом спортивном клубе. Тут уж он три, а иногда и четыре «в одном»! И тренер, и специалист по рекламе, коммерческий директор, вообще - добытчик и отец родной. Продвигать свою команду к новым вершинам любой ценой - вот его главная и нелегкая задача. Есть такие трудяги, которые действительно горы сворачивают, но «выбивают» для команды все необходимое. И порой из самых неожиданных источников.
Например, серьезные «вливания» в бюджет любого профессионального клуба обеспечивают так называемые потребительские доходы. Это все, что связано с брендом команды, - рекламные акции, продажа товаров с атрибутикой клуба, постоянный «штат» фанатов и болельщиков и т. д. Простор для фантазии менеджера в продвижении бренда - огромный.
Когда ярославский «Локомотив» стал чемпионом России по хоккею, команда заключила договор с местным отделением компании сотовой связи. Был придуман оригинальный тариф (прекрасный пиар для клуба!) «Локомотив - чемпион». Команда выигрывает - звонки для абонентов компании бесплатно. Конечно, карьерный путь спортивного менеджера гладким не назовешь. Он - для людей с определенным складом характера, умеющих мыслить масштабно и перспективно.
Будем надеяться, что у кировской команды появится именно такой, перспективный и современный менеджмент, а учредители «Родины» не будут забывать о взятых на себя обязательствах.
Иван КАЗАКОВ

Вид спорта:
Источники:
Команды: