Ангел-А

Жопой-то я всегда чувствовал, что наше слабое место именно здесь.

Но мало ли кто и что чувствует жопой! Чтобы осмелиться и сказать, нужны были какие-то цифры, фамилии, цитаты, а их всё не было и не было – ни цитат, ни фамилий, ни цифр. Пока на днях на глаза мне не попался презанятный документ, подготовленный аналитическим агентством «Смыслография» совместно с компанией Dow Jones, который назывался «Коммуникативный рейтинг регионов России в ведущих англоязычных СМИ» и был посвящён аккурат тому, что так долго тревожило меня в ли­це моей жопы. А именно – тем ключевым факторам, которые определяют интерес крупнейших зарубежных масс-медиа к мельчайшим и незаметнейшим областям и республикам России.

Вы, возможно, не поверите – но факторов этих оказалось ровно три: региональные мероприятия с участием руководителей государства (1), наличие крупных транснациональных корпораций, имеющих в регионе выраженный интерес (2) и… результаты и обстоятельства матчей российской футбольной Премьер-лиги с участием команд, представляющих регион (3). Причём влияние третьего – футбольного – фактора оказалось настолько сущест­венным, что, по сути, определило в рейтинге весь top-10. В том смысле, что восемь из десяти (!) регионов очутились в числе лидеров во многом благодаря своим футболистам. «Публикации о футбольных клубах «Кубань», «Амкар», «Томь», «Крылья Советов», «Зенит», «Волга», «Рубин» внесли вклад в высокие места соответственно Краснодарского и Пермского краёв, Томской и Самарской областей, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и республики Татарстан», – пишут в пояснительной записке авторы исследования, – по ходу соотнося российские тенденции с зарубежным опытом, где, оказывается, «достижения футбольных команд давно признаны эффективным каналом продвижения города, региона или страны».

Так что окажись наше областное руководство в 2006 году, когда кировское «Динамо» завоевало «бронзу» зонального турнира, чуточку прозорливей и вложи оно в наш футбольный клуб, пока он был на взлёте, десяток-другой бонусных миллионов, – кто знает, может, и не прозябала бы сегодня Кировская область в пятом десятке рейтинга Dow Jones.

А окажись чуточку подальновидней наши руководители в 2009-м, – когда они, явно не подумавши, поставили крест на финансовой поддержке профессионального спорта, – то, глядишь, и не пришлось бы им сегодня якшаться с кикиморами и строить на песке оперные театры. Тем более что ни те, ни другие, как выяснилось, никакого для ведущих интереса англоязычных СМИ не представляют.

Николай Голиков